Русские народные традиции встречи весны

01 марта 2017

Весна с истории символизировала не только обновление природы, но и возрождение жизни. В русских напевах долгожданную весну именовали не иначе как «красной», то есть – «красавицей», «прекрасной».

Первый весенний месяц, март, за его певучие капели и таяние снегов называли «протальником». Прибавляются дни, все чаще из-за темных снеговых облаков выглядывает солнце. И уже одно это вызывало большой восторг. В древности в честь бога солнца и плодородия Ярилы устраивали веселые хороводы, распевали хвалебные песни, просили об урожае и здоровье. Светлые мартовские дни так и звали – «ярилины». Позже, в знак благодарности Всевышнему за наступление весны, хозяйки стали печь большой круглый хлеб, клали его на вышитое полотенце и трижды поднимали его к небу. С 14 марта – дня святой Евдокии, деревенская молодежь начинала «кликать» весну, петь ей во славу «веснянки».

От  тепла  снег  начинает  оседать,  поэтому  Евдокию  называли  «плющихой»,  «весенницей».  Звали  ее  и  «свистуньей»:  по  народным  наблюдениям,  с  этого  дня  начинают  дуть  пронизывающие  холодные  ветры.  Чтобы  Евдокию  умилостивить  и  ускорить  наступление  весны,  сбрасывали  с  крыш  снег  и  протапливали  избы.  По  погоде  на  Евдокию  предсказывали  весну  и  лето.  Победу  весны  над  зимой  означал  прилет  птиц.  «Птица  весне  радуется»,  –  говорили  в  народе.  Надо  сказать,  к  птицам  русские  люди  с  давних  пор  относились  с  особенной  привязанностью  и  любовью.  С  равной  силой  грустит  душа  осенью  при  виде  улетающих  птиц  и  восхищается  весной,  встречая  вернувшихся  маленьких  певунов.  Замечали,  что  первой  начинает  свою  весеннюю  песню  птица-овсянка.  В  честь  этой  пичужки  пекли  булочки  из  овсяной  муки  –  «овсянички»,  и,  конечно,  угощали  ими  птиц.По  народным  приметам,  в  православный  праздник  Обретения  главы  Иоанна  Крестителя,  9  марта,  птицы  начинают  вить  гнезда.  А  чтобы  помочь  им,  изобретали  скворечники-«берестянки».  Примечали,  что  скворцы  предпочитают  домики  из  березовой  коры,  не  пропускающей  холодный  ветер  и  сырость.  Счастливым  знаком  было  увидеть  в  марте  грачей.  Ведь  это  значило,  что  весна  пришла  окончательно.  А  трудолюбивые  грачи  как  будто  символизировали  приближение  страдной  поры.  В  конце  марта  «закликали»  веселых  ласточек,  которых  иногда  называли  «святыми  птицами».  А  вообще,  говорили,  что  «земля  заканчивает  свой  зимний  путь»  22  марта,  в  день  сорока  мучеников  Севастийских.  После  этого  дня  считали,  что  утренних  морозов  осталось  ровно  сорок  и  с  каждым  разом  они  будут  мягче.  В  некоторых  губерниях  бытовало  поверье, что  на  сорок  мучеников  прилетают  сорок  разных  птиц,  среди  которых  и  жаворонки.  По  народным  представлениям,  жаворонки  –  птицы,  которые  поют  песни  о  Боге  и  самому  Богу.  Посему  в  их  честь  пекли  печенье  в  форме  жаворонков,  подвешивали  к  веткам,  на  здоровье  и  счастье. 

Развеселив  своими  песнями  всю  деревню,  детишки  съедали  испеченных  птичек,  а  «головы»  оставляли  мамам,  чтобы  «уродился  высокий  лен».  Иногда  в  тесто  печенья  клали  какие-нибудь  предметы:  монету,  кольцо,  пуговицу.  По  попавшемуся  предмету  гадали  о  будущем:  кольцо  обозначало  свадьбу,  монета  –  достаток,  пуговица  –  счастье.  А  еще  в  день  сорока  мучеников  старались  разглядеть  сорок  птиц,  ведь,  по  примете,  того,  кому  удастся  это  сделать,  весна  вознаградит  сорока  дарами. Наконец,  7  апреля,  в  Благовещенье  Пресвятой  Богородицы,  говорили,  что  «весна  зиму  поборола».  Поэтому,  в  виду  приближающегося  тепла,  крестьяне  переселялись  спать  в  холодные  помещения.  А  ночью  проводился  обряд  очищения  себя  от  неудач  и  болезней:  соломенные  постели  сжигали,  прыгали  всей  семьей  через  костер,  окуривали  дымом  свою  одежду  и  дома.  Замечали,  что  с  этого  дня  можно наблюдать  летнее  полыхание  зари,  а  на  землю  опускаются  живительные  туманы.


Другие новости